Закрыть

Войти на сайт

Забыли пароль?

Домашняя страница         Карта Сайта         Контакты        Регистрация на сайте Корзина/Заказ  Корзина/Заказ
 

Потребление чая связано с национальными и историческими традициями разных стран. Для многих народов чай является продуктом первой необходимости, а некоторые народы считают его жизненно важным, ничем не заменимым продуктом.

Чай имеет многовековые традиции воздействия не только на дух, но и на тело человека, а также упоминается как целебный, полезный напиток, помогающий от «множества болезней». Стремление к здоровому образу жизни удачно соединилось с модой на все экзотическое и прежде всего восточное. 

tea_catalog8.jpg 

Чай является неотъемлемой частью жизни - заваривание чая, неторопливое чаепитие носят подчас ритуальный характер. Нескучные дружеские беседы за чашкой чая способствуют духовному просветлению, рождают умные, позитивные мысли.

Неправильным, неумелым или небрежным завариванием можно испортить самый наилучший сорт чая и тем самым не только свести на нет все усилия по созданию столь полезного напитка, но и изменить характер воздействия чая на ваш организм. Как и некоторые другие продукты, чай обладает различной способностью воздействия. Все зависит от того, как его применять.

Насколько важно уметь правильно заваривать чай, видно хотя бы из того, что даже из чая низкого сорта при правильном заваривании и тщательном обращении с ним можно получить приятный и полезный напиток.

Правильное заваривание чая способно дать нам максимум пользы и наслаждения от употребления этого напитка.  Зная свойства чая как продукта питания, мы можем употреблять его с наибольшим эффектом.

Древнейшее упоминание о чайном растении относится к первым векам нашей эры. Когда из чайных листьев впервые стали приготовлять бодрящий, прогоняющий сон напиток, употреблявшийся вначале исключительно при религиозных бдениях, множество легенд, свидетельствовали о том, что родиной чайного растения мог быть только Китай. Так и считалось до тех пор, пока в 1825 году в горных джунглях Северо-Восточной Индии (Ассаме) не были обнаружены целые рощи дикорастущих чайных деревьев. Такие же заросли дикого чая были найдены и на южных склонах Гималаев, на юго-восточной окраине Тибетского нагорья.

Родина чая.

Чайный куст принадлежит к одному семейству с камелиями, они его двоюродные сестры. Чайный куст может расти на скудных, даже почти каменистых почвах, на скалах, растение очень выносливое и относительно неприхотливое. Чай выносит разнообразные климатические условия: и атмосферу «парной бани», и тропическую жару, и снежный покров, и морозы до минус 20 градусов. Чай не подвержен «эпидемическим» заболеваниям, которые так опасны для других тропических и субтропических культур.

tea_catalog9.jpg

Чай не изнежен, он являет собой в этом отношении полную противоположность дереву какао (оно заболевает от любого температурного колебания или случайного повреждения).

Помимо всего этого, чайный куст исключительно долговечен – он может жить и плодоносить сто и более лет.

В Китае чай был введен в культуру около 350 года, в Японию он проник спустя половину тысячелетия – в 805 или 810 году, примерно в тоже время, в 828 году распространился в Корее. И только в 1516 году, когда португальцы открывают морской путь в Китай, чай как экзотический напиток появился в Европе (сначала в португальском королевском дворе).

В настоящее время чай возделывается в промышленных масштабах более чем в 30 странах мира.

История чая - Китай

История культивирования чайного дерева берет начало в глубине тысячелетий древнекитайской цивилизации.

Первые легенды о полезных свойствах чая относятся ко времени правления китайского императора Шень Нуна, который был вторым императором Поднебесной, известным также как Божественный целитель. Правил он в 2737-2697 гг. до н.э.

Согласно легенде у Шень Нуна был прозрачный живот для наблюдения за процессом пищеварения. Это чудесное свойство он использовал для того, чтобы людям было легче лечить болезни.

Однажды император, спускаясь с горы захотел пить, и в чашку к нему с дерева упал листок, он попробовал этот листок и почувствовал бодрость. Вначале чай и использовался как лекарственное растение, в первую очередь, как противоядие.

Буддийские монахи заваривали листья чая и пили настой во время многочасовых медитаций.

В 300-400 гг.н.э. для приготовления напитка стали преимущественно использовать молодые листья – «ча», откуда и пошло название чая. Чай постепенно широко распространился в различные районы Китая и стал обычным напитком китайцев. В конце V в. упоминается о фактах обмена чая на северной и западной границах Китая. Чай начал свое движение по Шелковому пути, распространяясь в Монголии, на Тибете. Во времена династии Тан (618-906 гг.) особой популярностью пользовался порошковый чай. Приготовление и питье подобного чая становится модным занятием у знати и аристократов. В воду для чая добавляли соль, поэтому вкус напитка существенно отличался от традиционного современного чая.

В 780 г. китайский поэт Лу Ю написал книгу о чае, получившую чрезвычайную популярность, в ней впервые были описаны сорта чая. Во времена правления династии Сун (960-1280 гг.) чай из аристократического напитка становится массовым, его пьют и выращивают повсеместно, и из рецептов его приготовления исключается соль.

Император Ху Цзун (1101-1125 гг.) впервые стал устраивать чайные турниры, на которых участникам предлагалось распознать и оценить различные сорта чая. В XIII-XIV вв. во времена династии Юань территория Китая более чем на 100 лет находилась под татаро-монгольским игом. Были уничтожены чайные плантации, массовая культура чая утрачивается. Интересно, что Марко Поло во время своего путешествия в Китай даже не пробовал чая.

Возрождение чайной культуры, своеобразный чайный ренессанс наступает во времена правления династии Мин (1368-1644 гг.) Чай заваривают новым способом – в кипяток опускают целые листья.

Дальнейшее развитие искусство чаепития получает в эпоху династии Цин (1644-1911 гг.) Обилие сортов чая и способов пития, чайные церемонии, приобретающие характер культовых обрядов, тончайший китайский фарфор – все это вековые традиции, массовая культура Китая. Начинается активная чайная торговля. По мере развития производства, чайный напиток все шире расходился по миру.

История чая - Япония

В 729 г. чай попал в Японию, где рассматривался в качестве драгоценного напитка. Один из основоположников дзен-буддизма монах Эйсай Мэйан привозит в 1191 г. из Китая семена чая, которые он посадил на территории храма близ Киото. Эйсай видоизменил китайский способ заваривания чая, заложив основы японской чайной церемонии. Он первым стал использовать чай в религиозных мистических ритуалах, написал трактат о целебных свойствах чая и ввел термин «путь чая».

Японская чайная церимония в её классическом виде была разработана настоятелем дзен-буддистского храма Мурата Секо в более поздний период. Она получила название Ча-Но-Ю, что означает «Горячая вода для чая» и была в 1484 г. официально признана сегуном Иошимассой, приобретая популярность среди аристократии.

Идеи простоты и дешевизны чаепития в середине XVI в. развивает чайный мастер Дзео Такэно, проповедовавший идеи «красоты обыденности». И, наконец, самый знаменитый чайный мастер Сэн Рикю создает золотую чайную комнату, ставшую классикой чайной церемонии. Все современные школы чайной церемонии опираются на принципы Рикю.

История чая - Европа

В 1516 г. португальцы открывают морской путь в Китай, и уже со следующего года чай как экзотический напиток появляется при португальском королевском дворе.

Началом чайной истории Англии называют 1662 г., когда купцы Ост-Индской компании преподнесли в дар королю Чарльзу II два фунта «китайского листа» на его свадьбу с португальской принцессой Катариной Браганза. Она привезла с собой в Англию обычай пить чай и сделала его популярным при дворе.

Первые упоминания о чае в России относятся к 1567 г., когда казачьи атаманы Петров и Ялышев побывали в Китае, отведали местный напиток – чай и описали его. Правда к этому времени уже был известен бурятский плиточный чай.

В 1618 г. китайские послы преподносят царю Михаилу Федоровичу Романову несколько ящиков чая, который рекомендуют, в первую очередь, как целебный напиток. Еще через 20 лет посол Василий Старков привозит царю 160 фунтов чая в подарок от одного из монгольских ханов. Чай при дворе понравился. Заболевшего Алексея Михайловича успешно лечит настоем чая придворный лекарь Самойло Каллинс (1665 г.).

В 1727 г. был заключен договор с Китаем, по которому Москве разрешалось раз в три года снаряжать в Пекин торговые караваны.

В 1787 г. в России основана первая чаеторгующая компания «В.Перлов с сыновьями». Во всех крупных русских городах элита общества (дворяне-аристократы) с незначительными искажениями копировали английскую чайную традицию. Подобное «английское» чаепитие было популярно в петербургских и московских салонах, гостиных и т.п. Этот «светский чай» был не столько потреблением напитка, сколько поводом для общения.

Существовала купеческо-помещичья культура чаепития. Непременные атрибуты – самовар, большое количество сладостей и еды, особой популярностью пользовались сахар, мед, всевозможные варенья, конфеты, пироги, кулебяки, пряники, бублики и прочие мучные изделия. В чай нередко добавляли спиртное – крепкие настойки и бальзамы. Чаепитие чаще всего было семейным и приравнивалось к одному из приемов пищи – обеду или ужину.

Кроме того, в любом провинциальном городке имелось с десяток чайных, где простой люд мог побаловаться ароматным чайком.

В советский период в стране сформировалась собственная мощная чайная индустрия, которая на тот момент была наиболее развитой в мире. В это время в целях экономии валюты активно развивалось производство собственного чая в Грузии и в краснодарском крае.

Совершенно не важно какой чай вы предпочитаете. Чашка чая – это повод для встречи. Чашка чая – это уют в доме и мир в душе. На Востоке говорят: когда встречаются друзья, им чай и без сахара сладок.

Информация опубликованная в разделах подготовлена при использовании
материалов из книг В.Н. Челноковой и В.В. Похлебкина

Rambler's Top100